РЕМБРАНДТ (Rembrandt), Харменс ван Рейн


РЕМБРАНДТ (Rembrandt), Харменс ван Рейн
(1606-1669)
   Великий голландский живописец был протестантом, хорошо знающим содержание Библии и черпавшим из нее вдохновение и образы для своих полотен. Уже один только перечень его живописных и графических работ дает основание поставить его в первый ряд величайших христианских художников европейского барокко. Дух теодицеи доминирует в его картинах «Апостол Павел в темнице» (1630), «Сретение» (1631), «Снятие с креста» (1633), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Святое семейство» (1646), «Сусанна и старцы» (1647), «Отречениие Петра» (1660), «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660), «Давид перед Саулом» (1665), «Возвращение блудного сына» (1669) и др.
   Рембрандт обладал «смелой интуицией» (Р. Барт). Эта смелость сродни смелости апостолов, отцов церкви, которые шли непроторенными путями, полагаясь на свою христианскую интуицию и которая их ни когда не подводила. Новаторство Рембрандта имело не только трансцендентные, но и вполне земные предпосылки. Два важных обстоятельства сообщают его картинам особый характер. Первое - это то, что в протестантской Голландии Рембрандт не мог получать от церквей заказы на внушительные по размерам и торжественно-величественные храмовые картины. Это привело к тому, что художник смог подчинить свою библейскую живопись собственным художественно-эстетическим задачам. Так стали рождаться ветхозаветные и евангельские сцены, проникнутые духом тонкого психологизма. Сложные чувства и глубокие размышления о Боге, мире, людях и собственной судьбе - вот что роднит между собой очень разных героев рембрандтовских картин.
   Другое обстоятельство выглядит, на первый взгляд, сугубо внешним. Художник постоянно и настойчиво использует в большинстве своих живописных работ прием светотени. Как бы из невидимого зрителю источника падает свет на лица героев. Часто высвечиваются еще и их руки. Все остальное остается погруженным либо в полумрак, либо же в полный сумрак. Как правило, свет падает откуда-то сбоку, и это делает видимыми неровности старческих лиц и рук, их складки, морщины, несущие на себе отпечаток прожитых лет. В использовании Рембрандтом светотени нет и намека на холодный профессионализм досужего ремесленника, владеющего набором эффективных приемов. Светотень неотрывна от религиозно-эстетического кредо мастера. Она - творческое преломление евангельской истины: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). В любом, даже самом безрадостном ц сумрачном существовании всегда остается место для проблесков света. В любой, самой тяжелой жизненной ситуации для человека сохраняется возможность обратить свой взгляд к источнику света - Иисусу Христу. Рембрандт это отчетливо сознавал. Поэтому среди большого количества выполненных им портретов практически нет изображений лиц мизантропов, людей, возненавидевших мир и погрузившихся в духовную тьму. Напротив, это всегда лица, которые тьма не объяла и которые светятся во тьме. Так в повседневном проступает мистическое, возвышающее художника и его работы над обыденностью. Все это позволяет говорить о художественно-эстетическом богословии Рембрандта, у которого почти каждая его работа - это живописная или графическая книга Иова, содержащая урок веры, духовного мужества и нравственной стойкости, которые человек может сохранять в себе несмотря ни на какие, даже самые тяжелые жизненные испытания.
   ◘ Лит.: Израэльс И. Рембрандт. - СПб., 1910;

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "РЕМБРАНДТ (Rembrandt), Харменс ван Рейн" в других словарях:

  • Рембрандт, Харменс ван Рейн — Рембрандт Автопортрет (около 1661), Кенвуд хаус, Лондон Имя при рождении: Рембрандт Харменс ван Рейн Дата рождения: 15 июля 1606 …   Википедия

  • Рембрандт Харменс ван Рейн — Рембрандт Автопортрет (около 1661), Кенвуд хаус, Лондон Имя при рождении: Рембрандт Харменс ван Рейн Дата рождения: 15 июля 1606 …   Википедия

  • Харменс ван Рейн Рембрант — Рембрандт Автопортрет (около 1661), Кенвуд хаус, Лондон Имя при рождении: Рембрандт Харменс ван Рейн Дата рождения: 15 июля 1606 …   Википедия

  • Харменс ван Рейн Рембрандт — Рембрандт Автопортрет (около 1661), Кенвуд хаус, Лондон Имя при рождении: Рембрандт Харменс ван Рейн Дата рождения: 15 июля 1606 …   Википедия

  • Рембрандт Харменс ван Рейн — (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, ‒ 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с… …   Большая советская энциклопедия

  • Рембрандт Харменс ван Рейн —         (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606 1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством… …   Художественная энциклопедия

  • Рембрандт Харменс ван Рейн — (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606 09), голл. художник. Воздействие его эстетич. канонов и живописной манеры на образную систему и творч. процесс Л. художника слова явление исключит. в истории мирового иск ва. Р. привлекал поэта глубиной и… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Рембрандт, Харменс ван Рейн — Рембрандт. Возвращение блудного сына . Ок. 1668 69. Эрмитаж. РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606 69), голландский живописец, график. Сочетая глубокую психологическую характеристику с исключительным мастерством живописи …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Рембрандт Харменс ван Рейн — Рембрандт. Портрет жены брата художника . 1654. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606—1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество… …   Художественная энциклопедия

  • Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) — (1606—1669), голландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным живописным мастерством, основанным на …   Большой Энциклопедический словарь

Книги